Хашишины (также ассасины; от арабского хашиши—«употребляющий хашиш»)—наименование, под которым получили широкую известность в Средние века и в настоящее время исмаилиты-низариты (шиитская ветвь ислама). Название связано с комплексом расхожих представлений о низаритах как о террористической секте, члены которой, одурманенные наркотиком фанатики, совершают многочисленные убийства на политической и религиозной почве. Слово «ассасин» вошло во многие европейские языки и понимается как наёмный убийца.
В X веке исмаилитами был основан Фатимидский халифат. К этому времени исмаилитское влияние распространилось на Северную Африку, Палестину, Сирию, Ливан, Йемен, Сицилию, а также на священные для мусульман города Мекку и Медину. Однако в остальном исламском мире исмаилитов считали опаснейшими еретиками и при любом удобном случае жестоко преследовали.
Хасан ибн Саббах был великим проповедником (да’и) исмаилитов. В 1080-е он постепенно сплотил вокруг себя большое число учеников и последователей. В 1090 году им удалось без боя овладеть крепостью Аламут неподалёку от Казвина, в горных районах Западной Персии. В последующие годы сторонники Саббаха захватили или получили ряд крепостей в долине Рудбар и Кумисе, городов в Кухистане, а также несколько замков на западе—в горных районах Ливана и Сирии. Со временем он создал исмаилитское государство, история которого была прервана в 1256 году монгольским завоеванием. Основной источник сведений о жизни Хасана ибн Саббаха—низаритское сочинение «Саргузашт-и Саййидна» («Повествование о господине нашем»)—не сохранился, но был широко использован в трудах персидских историографов XIII—XIV веков. О ранних годах жизни Хасана известно мало, его деятельность в качестве властителя Аламута документирована лучше. Изложение или цитаты из его сочинений можно обнаружить в «Книге о религиях и сектах» ересиолога аш-Шахрастани (XII век)
Ибн Саббах установил в Аламуте для всех без исключения суровый образ жизни. Первым делом он демонстративно, в период мусульманского поста Рамадан, отменил все законы шариата. Он наложил запрет на любое проявление роскоши. На первых этапах существования Аламутского государства Ибн Саббаху удалось создать нечто, похожее на утопию, которой не знал исламский мир и о которой даже не задумывались европейские мыслители того времени. Таким образом, он фактически свел на нет разницу между слоями общества. Сам Ибн Саббах подавал подданным личный пример, до конца своих дней ведя аскетичный образ жизни.
Объявив о создании государства, Ибн Саббах отменил все сельджукидские налоги, а вместо них приказал жителям Аламута строить дороги, рыть каналы и возводить неприступные крепости. По всему миру его агенты-проповедники скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие различные знания. Ибн Саббах приглашал или похищал в свою крепость лучших специалистов различных областей науки, начиная от инженеров-строителей, заканчивая медиками и алхимиками. Хашшашины смогли создать систему фортификаций, которая не имела себе равных, а концепция обороны вообще на несколько веков опередила свою эпоху. Сидя в своей неприступной горной крепости, Ибн Саббах отправлял убийц-смертников по всему государству Сельджукидов. Но к тактике террористов-самоубийц Ибн Саббах пришёл не сразу. Существует легенда, согласно которой он принял такое решение благодаря случаю.
Во всех концах исламского мира по поручению Ибн Саббаха, рискуя жизнями, действовали многочисленные проповедники его учения. В 1092 году в городе Сава, расположенном на территории Сельджукидского государства, проповедники хашшашинов убили муэдзина, опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку за это преступление, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукидского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали мучительной смерти. Эта казнь вызвала взрыв негодования в среде хашшашинов. Возмущенная толпа жителей Аламута подошла к дому своего духовного наставника и правителя. Легенда гласит, что Ибн Саббах поднялся на крышу своего дома и произнес: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!» Тут же из толпы выделился молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись на колени перед Ибн Саббахом, изъявил желание привести в исполнение вынесенный приговор, даже если при этом придется заплатить его собственной жизнью. Так и вышло: визирь был уничтожен, хотя и убийца не ушёл от стражи. Смерть главного визиря повлекла за собой настолько сильный резонанс во всем исламском мире, что это подтолкнуло Ибн Саббаха к простому, но гениальному выводу: можно выстроить эффективную оборонительную доктрину государства, не затрачивая значительные средства на содержание регулярной армии. Необходимо было создать свою спецслужбу, в задачи которой входило бы устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений; спецслужбу, которой ни высокие стены дворцов и замков, ни огромная армия, ни преданные телохранители не могли бы ничего противопоставить.
Прежде всего, следовало наладить механизм сбора достоверной информации. К этому времени у Ибн Саббаха имелась мощная сеть проповедников, на базе которой он создал разведывательную организацию, агенты которой имели доступ к высшим эшелонам власти. Хашшашины одни из первых ввели понятие «вербовка». Благодаря фанатичной преданности своих агентов, Ибн Саббах был информирован обо всех планах окрестных правителей. Однако организация террора была немыслима без технологии подготовки профессиональных убийц. В горной крепости Аламут Ибн Саббах создал настоящую школу по подготовке разведчиков-диверсантов. К середине 90-х годов XI века Аламутская крепость стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкого профиля. Ибн Саббах сделал процесс вступления в орден очень сложным. Примерно из двухсот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек.
Хашшашины отбирали в свои боевые группы физически сильных молодых людей. Предпочтение отдавалось сиротам, поскольку от хашшашина требовалось навсегда порвать с семьей. После вступления в секту его жизнь всецело принадлежала «Старцу Горы». Ибн Саббах придумал довольно простую, но чрезвычайно эффективную методику подготовки так называемых «фидаинов». «Старец Горы» объявил свой дом «храмом первой ступени на пути в Рай». Погруженного в наркотический сон, вызванный опиатами, неофита переносили в искусственно созданный «райский сад», где его уже ожидали смазливые девы, реки вина и обильное угощение. Окружая растерянного юношу похотливыми ласками, девушки выдавали себя за райских девственниц-гурий, нашептывая будущему смертнику, что он сможет сюда вернуться, как только погибнет в бою с неверными. Спустя несколько часов, ему опять давали наркотик и, после того как он вновь засыпал, переносили обратно. Проснувшись, адепт искренне верил в то, что побывал в раю. С момента пробуждения реальный мир терял для него какую-либо ценность.
«Старец Горы» объявил себя чуть ли не пророком, для хашшашинов он был ставленником Аллаха на земле. Ибн Саббах внушал своим адептам, что они могут попасть в рай, минуя чистилище, лишь при одном условии: приняв смерть по его приказу. Он не переставал повторять изречение в духе пророка Мухаммеда: «Рай покоится в тени сабель». Вообще, Ибн Саббах был мастером фальсификации. Например, доподлинно известно, что у Ибн Саббаха было несколько двойников. На глазах у сотни рядовых хашшашинов двойник, одурманенный наркотическим зельем, совершал показательное самосожжение. Таким способом Ибн Саббах якобы возносился на небеса. Каково же было удивление хашшашинов, когда на следующий день Ибн Саббах представал перед восхищенной толпой целым и невредимым. Один из европейских послов после посещения Аламута, вспоминал: «Хассан обладал прямо таки мистической властью над своими подданными. Желая продемонстрировать их фанатичную преданность, Хассан сделал едва заметный взмах рукой и несколько стражников, стоявших на крепостных стенах, по его приказу незамедлительно сбросились в глубокое ущелье…»
Кроме «идеологической подготовки», хашшашины очень много времени проводили в ежедневных изнурительных тренировках. Каждый был обязан владеть всеми видами оружия, разбираться в различных ядах. «Курсантов» заставляли по много часов сидеть на корточках или неподвижно стоять, прижавшись спиной к крепостной стене, чтобы выработать терпение и силу воли. Каждого фидаина готовили для «работы» в строго определённом регионе. В программу его обучения входило также изучение языка того государства, в котором его могли задействовать. Особое внимание уделялось актёрскому мастерству—при желании они умели изменяться до неузнаваемости, выдавая себя за бродячую цирковую группу, монахов, лекарей, дервишей, восточных торговцев или местных дружинников.
Организация, созданная Ибн Саббахом, имела строгое иерархическое построение. В самом низу находились рядовые «фидаины»—исполнители смертных приговоров. Они действовали в слепом повиновении и, со временем, повышались до следующего звания—старшего рядового или «рафика». Следующим в иерархической пирамиде было звание «даи», через них передавалась воля «Старца Горы». Продолжая продвигаться по иерархической лестнице, теоретически можно было подняться и до статуса «дай аль-кирбаль», которые подчинялись только шейху Хассану I ибн Саббаху. Нельзя не заметить, что хашшашины своим примером вдохновили многие тайные общества Востока и Запада. Европейские ордена подражали хашшашинам, перенимая у них методику жесткой дисциплины, принципы повышения в ранге, технику знаков отличия, эмблем и символов.
Официально секта хашшашинов прекратила свое существование в 1256 году, после того, как пали крепости Аламут и Меймундиз. Спустя пять лет Бейбарс I смог остановить и изгнать монголов, но хашшашины больше не восстановили своего могущества. Однако исмаилитское движение продолжило свое существование. В XVIII веке иранский шах официально признал исмаилизм течением шиизма. Нынешний прямой потомок последнего «Старца Горы»—принц Ага-хан IV, в 1957 году принял главенство над исмаилитами.
Тамплиеры
Тамплие́ры (фр. Templiers от «temple» — храм, «храмовники») или Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона—духовно-рыцарский католический орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами.
В годы, последовавшие за взятием Иерусалима в 1099 году, многие из участников Первого крестового похода вернулись на Запад или погибли, а созданные ими на Востоке новые государства крестоносцев не имели достаточного количества войска и умелых полководцев. В результате, паломники, каждый год являвшиеся на поклон к христианским святыням, часто подвергались нападениям грабителей или иноверцев. Приблизительно в 1119 году, французский дворянин Гуго де Пейн, собрал восемь своих родственников-рыцарей, включая Годфруа де Сент-Омера, и учредил орден, поставив себе цель защитить пилигримов в их паломничествах по святым местам на Ближнем Востоке. Свой орден они назвали «Нищие рыцари». Они были настолько бедны, что на двух человек у них была всего одна лошадь; в память об этом их печать долго представляла собой изображение коня, на котором сидят два всадника. О деятельности ордена, как и вообще о его существовании, мало кто знал вплоть до Собора в Труа в 1128 году, на котором орден был признан официально, а священнику Бернару Клервоскому поручили разработать его Устав, в который были бы сведены основные законы ордена.
В самом начале своей деятельности ордену предписывалось только охранять паломников и первые рыцари ордена образовывали нечто вроде братства мирян. Орден составлял группу рыцарей на службе храма Гроба Господня. Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. А Бернар Клервоский, разработавший Устав ордена, стал и его патроном. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей—храмовниками (тамплиерами).
Тамплиеры, присутствовавшие на Соборе в Труа, развернули во Франции и Англии активную и успешную кампанию по вербовке в орден, для чего большая их часть, следуя примеру Годфруа де Сент-Омера, отправилась на родину. Гуго де Пейн посетил Шампань, Анжу, Нормандию и Фландрию, а также Англию и Шотландию. Помимо множества неофитов, орден получил щедрые пожертвования в виде земельных владений, что обеспечило ему стойкое экономическое положение на Западе, особенно во Франции, и подтвердило его первоначальную «национальную» принадлежность—орден считался французским. Однако очень скоро идея присоединения к этому духовно-рыцарскому ордену захватила также и Лангедок, и Пиренейский полуостров, где близость враждебно настроенных мусульман заставляла местное население возлагать надежды по защите на крестоносцев.
29 марта 1139 г. папа Иннокентий II издал буллу, названную им Omne Datum Optimum, в которой говорилось, что любой тамплиер мог свободно пересекать любую границу, освобождался от налогов и не подчинялся никому, кроме самого папы римского. Практически немедленно после этого Тамплиеры перебросили свои усилия в область финансов. Именно тамплиеры являются изобретателями чеков. У Ордена можно было взять ссуду под 10 %—для сравнения: кредитно-ссудные кассы и ростовщики давали ссуды под 40 %. Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, чековые расчеты и сложные проценты; во всём мире не было более опытных и честных экономистов. Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. Банковское дело у них настолько развито, что Филипп II Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов, а ещё за 100 лет до того один из ключей от иерусалимской казны был дан на хранение Ордену. Орден вёл активные строительные работы, за счёт Ордена строились церкви, соборы, замки и, что не менее важно, дороги. В то время нехватка дорог, множественность «таможенных барьеров», не считая разбойников и пиратов, затрудняли возможность передвижения. К тому же качество этих дорог было отменно низким. Свои дороги тамплиеры охраняли и на их перекрёстках строили комтурии, где можно было остановиться на ночлег, получить пищу, защиту, оставить свои ценности и деньги на хранение, переслать их на указанный адрес либо обменять на чеки. Люди были защищены на дорогах Ордена. Существенная деталь: за проезд по этим дорогам не взималась таможенная пошлина—явление, исключительное для Средневековья.
Значительной была и их благотворительная деятельность. Устав предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих во дворе, четверо ели за столом. Г. Ли пишет, что когда во время голода в Мостере цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000 человек ежедневно.
Орден сложился в жёсткую иерархическую структуру с великим магистром во главе. Они распределялись по четырём разрядам—рыцарей, капелланов, оруженосцев и слуг. Во времена наибольшего могущества в ордене насчитывалось около 20 000 членов, включая рыцарей и обслугу. Благодаря прочной сети командорств (в XIII веке их насчитывалось пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями) тамплиеры могли обеспечивать под небольшие проценты охрану вверенных ценностей и их перевозку из одного места в другое.
Финансовая деятельность и непомерные богатства ордена вызывали зависть и вражду сильных мира сего, особенно французского короля Филиппа IV Красивого, который опасался усиления тамплиеров и, испытывая постоянную нехватку денег (он сам был крупным должником ордена), жаждал прибрать к рукам их имущество. Особые привилегии ордена (подсудность лишь папской курии, изъятие из-под юрисдикции местных феодалов, освобождение от уплаты церковных налогов и прочие) вызывали недоброжелательство к нему со стороны церковного клира.
Воспользовавшись в качестве предлога каким-то случайным доносом (возможно, сфабрикованным), Филипп приказал без шума допросить нескольких тамплиеров и затем начал секретные переговоры с папой Климентом V, настаивая на расследовании положения дел в ордене. Опасаясь обострять отношения с королём, папа после некоторого колебания согласился на это.
Осенью, 22 сентября 1307 года Королевский совет принял решение об аресте всех тамплиеров, находившихся на территории Франции. Три недели в строжайшем секрете велись приготовления к этой совсем нелёгкой для тогдашних властей операции. Королевские чиновники, командиры военных отрядов до самого последнего момента не знали, что им предстояло совершить: приказы поступили в запечатанных пакетах, которые разрешалось вскрыть лишь в пятницу, 13 октября. Тамплиеры были захвачены врасплох. Нечего было и думать о сопротивлении. Арестованным сразу же были приписаны многочисленные преступления против религии и нравственности: богохульство и отречение от Христа, культ дьявола, распутная жизнь, различные извращения. Допрос вели совместно инквизиторы и королевские слуги, при этом применялись пытки, и в результате следствие легко добилось нужных показаний. 22 ноября 1307 г. папа издал буллу «Pastoralis praeeminentiae», в которой отдал приказ всем монархам христианского мира произвести аресты тамплиеров и конфискацию их земель и имущества. Эта булла положила начало судебным процессам в Англии, в Испании, в Германии, Италии и на Кипре. Два кардинала были посланы в Париж для того, чтобы лично допросить руководителей ордена. Однако в их присутствии де Моле и де Пейро отказались от своих признаний и настоятельно просили остальных тамплиеров сделать то же самое. Братья-тамплиеры, вдохновляемые двумя талантливыми священниками—Пьером де Болонья и Рено де Провеном—стали последовательно защищать свой орден и своё достоинство перед лицом папской комиссии.
К началу мая 1310 г. почти шестьсот тамплиеров пришли к решению защищать орден, полностью отрицая истинность вырванных у них признаний. Папа Климент V отложил Собор на год—до 1311 года. Архиепископ Санса, ставленник короля, вновь начав расследование по делу отдельных членов ордена в рамках своей епархии, установил, что сорок четыре человека виновны как повторно впавшие в ересь, передал их светскому суду, но отнюдь не для уточнения приговора––приговоры были вынесены церковным судом, суды светские лишь приводили их в исполнение, ибо «Ecclesia non sitit sanguinem» («Церковь не жаждет крови»––традиционная форма передачи осуждённых светским властям для приведения смертного приговора в исполнение). 12 апреля 1310 года пятьдесят четыре тамплиера были казнены в предместье Парижа. Один из двух главных вдохновителей защиты ордена в суде, Пьер де Болонья, пропал без вести, а Рено де Провен был приговорён советом провинции Санс к пожизненному тюремному заключению. Благодаря таким мерам воздействия тамплиеры вернулись к своим первоначальным показаниям. Летом 1311 года папа объединил свидетельские показания, полученные им из Франции, с материалами следствия, поступавшими из других стран. Он потребовал роспуска ордена на том основании, что тамплиеры в высшей степени обесчестили себя и что орден уже не сможет существовать далее. Булла «Vox in excelso» от 22 мая 1312 года ознаменовала роспуск ордена, а согласно булле «Ad providam» от 2 мая вся собственность ордена безвозмездно передавалась другому крупному ордену—госпитальерам. Вскоре после этого Филипп IV изъял у госпитальеров крупную сумму денег в качестве судебной компенсации. Разные тамплиеры были приговорены к различным срокам тюремного заключения, в том числе и пожизненно, в тех случаях, когда братья так и не признали своей вины. Их предводители предстали перед папским судом 18 марта 1314 г. и были приговорены к пожизненному заключению. Гуго де Пейро, генеральный визитатор ордена, и Жоффруа де Гонневиль, приор Аквитании, выслушали свой приговор молча, однако великий магистр Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ громко протестовали, отвергая все обвинения, и утверждали, что их святой орден по-прежнему чист перед Богом и людьми. Король незамедлительно потребовал их осуждения как впавших в ересь вторично, и в тот же вечер они были сожжены на одном из наносных островков Сены. Охваченный пламенем, де Моле, сколько хватало жизни, яростно кричал о своей невиновности. Задыхаясь, Жак де Моле предал анафеме папу, короля, Ногарэ и всё их потомство на вечные времена, предрекая, что оно будет унесено великим смерчем и развеяно по ветру. Удивительно то, что все его проклятия сбылись. Следует отметить, что ещё на заре своей деятельности орден в глазах современников виделся как некий мистический институт. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. В 1208 году папа Иннокентий III призывал храмовников к порядку по причине их «нехристианских действ» и «заклинания духов». Кроме того, легенды утверждают, что тамплиеры были весьма искусны в изготовлении ядов.
Тамплиеры были истреблены лишь во Франции. Английский король Эдуард II отправил рыцарей Храма в монастыри, чтобы они искупили свои грехи. Шотландия даже предоставила убежище тамплиерам из Англии и, возможно, Франции. Германские храмовники после роспуска ордена перешли в состав Тевтонского ордена. В Португалии рыцари Храма были оправданы судом и в 1318 году лишь изменили своё название, став рыцарями Христа. Под таким названием орден сохранился до XVI века. Корабли ордена плавали под восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же флагами плавал в Индию Васко да Гама.